Профилактика зависимостей среди несовершеннолетних

Зависимость – навязчивая потребность в чем-либо.Вот только малый список наиболее популярных зависимостей: наркотическая зависимость, алкогольная зависимость, популярная сейчас компьютерная зависимость или игровая зависимость, зависимость от сигарет, зависимость от еды, зависимость от азартных игр, зависимость от различного вида склонностей, типа клептомании или потребности тратить деньги.

Зависимость - болезнь, что формально было признано довольно давно, но на самом деле до сих пор многие врачи считают ее моральным уродством, пороком, невоспитанностью.

На самом деле зависимость - довольно закрытая для нас вещь, но мы все же можем видеть, как она проявляет себя, посмотрев на нее в четырех ракурсах: с точки зрения организма, изменений в нем; с точки зрения психологии, т.е. изменений в том, как человек чувствует, думает, ведет себя; с точки зрения социальной, т.е как она изменяет отношения с другими людьми; и, наконец, с точки зрения духовной, и здесь мы видим изменения в системе ценностей человека, в иерархии того, что для него важно в жизни.

С учащимися МКОУ СОШ №5 был проведен тренинг «Жизнь с болезнью». Его суть: ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках - названия любимых блюд, на 4-х - названия любимых занятий, увлечений, на 4-х - имена близких или любимых людей.

 Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить... и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников - это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.

 

В ходе выполнения этого упражнения, учащимся было предложено записывать свои чувства и переживания на каждом этапе работы. Выполнять это можно было анонимно. Что же чувствовали учащиеся в ходе выполнения заданий и как проходил сам тренинг?

Даже самое первое задание написать по четыре любимых блюда, занятия и близких людей вызвали некоторое затруднение.

На втором этапе молодым людям пришлось сделать свой первый выбор.

«Выбирал методом исключения. Испытал чувство грусти, обиды за то, приходится отдать, тревога, боль».

«Выбор трудный, но возможный».

«Я чувствовал жалость. Я делал уверенный выбор, была большая ответственность. Легче всего было рискнуть любимым блюдом».

«Делал выбор из наименьшей степени значимости. Легче всего было рискнуть любимой едой».

«Выбирал методом исключения; я чувствовал предательство, что-то плохое, грусть».

«Не поел, не покатался, остался без родственников, в общем, я зря это сделал».

Из высказываний учащихся видно, что уже первый выбор и первые потери довольно значимы для молодых людей. Хотя эмоции еще достаточно сдержаны.

Третий шаг был очень сложным. Менее значимые дела и люди уже потеряны. Но приходится делать ставку. «Выбор был трудный, поскольку все было любимым почти одинаково».

«Это был трудный выбор, было сомнение и жалость за то, что я отдам».

«Не надо было начинать».

«На втором этапе выбора было очень трудно, так как я дорожил тем, что было до того, как отдать листочки. Эмоции – «негативные».

«Это тяжело было, с человеком было много воспоминаний и так просто взять и отказаться от него очень трудно».

Следующий этап просто шокировал молодых людей. Многие не сдерживали эмоции, негодовали:

«К такому меня жизнь не готовила! Мама близкий человек, которая растила меня все эти 16 лет. Как?»

«Это просто кошмар, беспредел! Забрали то, чем я дорожила! Это невозможно передать словами! Без этого человека жизнь тяжела… А это занятие! Без него тоже никак! Нельзя так! Было тяжело».

«Убил бы того, кто забрал моё (в переносном смысле). Эмоции: гнев, грусть, тоска, скорбь».

«Гнев, ярость, беспредел. Не дали возможности выбора, нечестно, из того, что осталось , то, что по-настоящему люблю».

«НЕЕТ!!! СТОЙТЕ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ. Не трогайте. Ужас. Оставьте, прошу, Хотя бы человека…»

«Вообще, как так можно… забрали близкого мне человека, любимый вид спорта… Я был бы рад, если бы четвертый этап был суперский, чтобы остальные листочки остались у меня».

Добавить нечего…«Ситуации бывают разные, и иногда от нас ничего не зависит. А может и зависит, не знаю. Это произошло быстро».

На последнем этапе учащимся было предложено ответить на вопросы:

Как себя чувствовали участники во время игры?

- Как сейчас себя чувствуют?

- С чем (или с кем) труднее было расставаться?

- Понравилось ли упражнение?

На последний вопрос ответы были неоднозначные. Но даже те, кто ответил, что тренинг не понравился отметили, что работа по данной теме проведенная в форме тренинга, более наглядна, затронула за живое и заставила задуматься. «Здесь мы хоть чуть-чуть, но почувствовали, как это может быть на самом деле».

«Я смог наглядно понять, что может повлечь за собой огромные жертвы и последствия для меня».

Люди, не делайте ошибок. Нужно бороться с болезнью. Нужно искать выход. Со своими родными. Не закрывайтесь от всего мира… Этот способ реально показывает человеку, что между жизнью и пропастью один шаг. Первый выбор делаешь ты, потом его делают за тебя. И ты уже ничего не сможешь сделать».

«На мой взгляд больше нужно проводить такие тренинги».

«Игра иногда переходит в реальность. И даже  в игре я чувствовал переживания. Даже в игре можно терять родных и близких людей».

«Конечно, все хорошо, сначала все круто, но потом эмоции зашкаливают по 100-бальной шкале 100 из 100, мне на 50% понравилось, а остальные 50 просто ушли на волнение».

POSTSCRIPTUM Даже если всего один ученик нашей школы задумается на долю секунды, прежде чем «переступить черту» - мои усилия в решении этого вопроса были ненапрасны. Тренинг закончился…. Но …

В одном классе ко мне подошли девочки и спросили разрешения забрать листочки себе. На мой вопрос, зачем они им? Последовал ответ: «Ведь на них написаны имена самых дорогих мне людей!»

За ними подошли и остальные.