10.03.2015 г. Патриотические уроки "ЗНАМЯ ПОБЕДЫ - 1942 г."

18 января 2015 г. стартовала вторая часть патриотических уроков в рамках акции «ЗНАМЯ ПОБЕДЫ», посвященных событиям Великой Отечественной Войны  в 1942 г.

По сложившейся традиции, уроки открывала Мартынова Анастасия, являющаяся вице-президентом ДЮО «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» и активной участницей школьного патриотического движения.

Ученица 9 «а» класса Кудрина Лилия подготовила для учащихся лекции об основных событиях 1942 с показом презентаций на тему «Битва за Кавказ». Были названы имена героев этой битвы, показаны фотографии хроники событий, фотокопии документов.

  

На открытые уроки были приглашены председатель Совета ветеранов с.Привольного Польской Анатолий Васильевич и член Совета ветеранов Шелковой Игорь Константинович, которые после завершения лекций обратились к молодому поколению с напутственным словом. 

 

Ребята заранее подготовились к встрече с членами ветеранского движения.

Так, ученики 6 «б» класса накануне встречи написали письма со словами благодарности и пожеланиями ветеранам войны, которые вручили гостям.

 

А ученики 6 «а» класса Пасечный К., Будяк Л., Мироненко Н., Сотникова Л., Клименко О. прочли стихи собственного сочинения о Великой Отечественной Войне. Кристафоренко Динара прочла стих «Сороковые».

     

Завершился открытый урок общей фотосессией на память.

А 26.02.2015 г. на открытый урок  в 9-11 классы была приглашена Москальцова Анна Григорьевна, имеющая  статус « ребенок войны». Анна Григорьевна является почетным гостем патриотических и других внеклассных мероприятий школы. Москальцова А.Г. – учитель биологии, в школе проработала более 40 лет. Сейчас на заслуженном отдыхе, но школу не забывает, и никогда не отказывает ребятам в визите.  Ребята подготовили видеоролики патриотического содержания.

А Анна Григорьевна рассказала ребятам о годах войны в родном селе, о времени прихода немцев и освобождении села от захватчиков. Ее детские воспоминания поразили детей и заставили задуматься о таких ценностях, как семья.

Из рассказа Москальцовой А.Г.:

« Когда в село пришли немцы, мне было всего 5 лет. На дворе стоял август месяц. Но тогда мы этого не знали. Для нас, детей, это было просто лето. Стояла жара.

На тот момент я проживала на другой стороне села (через р. Егорлык). В конце ул.Мостовой была ветряная мельница, а неподалеку – артезиан, пробитая скважина, вода которой поступала в огромный чан. Там мы поили коров, которых в то время было очень  много. Однажды мы с другими детьми пошли их поить. Вдруг видим мотоциклы и машины, окружившие артезиан. Нам было очень страшно и не понятно, откуда столько техники, когда у нас в селе было только 2 полуторки. Причем старшие дети определили знаки на технике. А немцы тем временем снимали гимнастерки, купались, смеялись и развлекались.

Женщины, живущие на той улице,  просили нас: «Уходите! Это немцы, это немцы!». Для детей (особенно моего возраста) слово «немцы» ничего не говорило. Нас оттуда все же увели.

После этого купания немцы пошли по нашему селу, распределились, кто и где должен остановиться.

А в то время наше село не было столь густонаселенным, как сегодня. Не было заборов, хаты были низкие, покрытые соломой, камышом.

Родители сказали нам  ничего у немцев не брать, не общаться. Мамы боялись, что немцы могут отравить детей, т.к. были наслышаны об их действиях.  Хотя информации много не было . Радио в селе было на месте бывшей школы, там был установлен большой  громкоговоритель – это был единственный источник получения информации.

Военных действий на территории села не было, но немцы бесчинствовали, забирали скот, кур, ходили по домам требовали молока. Все время немцы занимались вопросами добычи еды, жгли деревья для обеспечения тепла. В ход шли все деревья, топить было нечем. Если вырастала кукуруза, то, что не съедала корова, бросали в печь. Печь топили 1 раз в сутки.

В один из дней нас (всех жителей) начали эвакуировать с одной части села, располагающейся на другой стороне реки, на эту по улице Мостовой. С собой мы взяли все, что могли, привязали с собой корову. Мать посадила нас на телегу.

Было холодно, на дороге жидкая грязь. На этой стороне села жила мамина сестра на ул.Пролетарской. У нее было четверо детей, муж был на фронте. Мы не знали сколько нам здесь находиться, но утром следующего дня нам сказали: «Можете возвращаться домой». Возвращаясь, мы увидели, как всадники-кавалеристы с красными звездами ехали навстречу. Мы их приветствовали как освободителей от немецких захватчиков.

И хотя боевых действий в селе не было, когда летели самолеты, мы прятались в окопах – вырытых ямах, сверху забросанных ветошью и травой.  Как только слышали гул самолетов, мать прятала нас в окоп подальше, а сама садилась, будто закрывала нас. Трудно себе даже представить, чем все могло обернуться.          

Другое воспоминание – про отца… Лица его я не помню. Единственное, что осталось в моей памяти – все было очень неожиданно. Там, где сейчас в селе рынок, была МТС – пункт сбора всех, кого отправляли на фронт. Кто-то из родственников держал меня на руках. Помню, как четверых из нашего села посадили в машину, все мужчины махали рукой, а мы махали им в ответ. А в этот же день,  уже к вечеру,  мы (я и брат)  встречали маму. Помню плач женщин…. Отца забрали в августе, а уже в ноябре мы получили «похоронку». Он похоронен где-то недалеко, в Ростовской области, на передовой.

Как мы получили «похоронку»…. Мы радовались каждой весточке. Однажды пришло письмо. Мы радостные бежали встречать маму. «Письмо! Письмо! От папы!». А когда открыли, а там «похоронка», известие о том, что он пропал без вести»

Рассказала Анна Григорьевна и о том, как ходили в школу:

« Тогда был голод. Приходили в школу, где нас кормили в середине дня, давали вареную картошку в мундире, без хлеба, чай. Чай заваривали из корня солодки, поэтому он был подслащенный. Это был весь наш обед. Приходили затем домой, а дома не было ни крошки. И рад бы где ее найти, но ее нет… Нет ничего. Единственное спасение – это  то, что у нас была корова, было молоко. Мы крошили туда ЛУК (!) и ели. В течение дня питались, в основном, «подножным кормом», травой всевозможной, сурепку ели с удовольствием, калачики, молочай, козлобородник. Молочай был горьким до невозможности. Но благодаря этому мы выжили, ведь в траве было много витаминов.

В то время школа состояла из нескольких филиалов. Топили школу соломой, поэтому тепла было очень мало. Чернила замерзали, да и чернил тогда, можно сказать, и не было. Химический карандаш был великой ценностью.

Трудности были в любое время. Помню, дадут книгу и мы (ребята из нескольких дворов на улице) должны были за определенное время выучить и передать книгу другому. И чтобы пришли в школу и заявили учителю, что не выучили – такого не было. Лишь по той причине, что если кто-то не прочитал или не выучил, собирались все до начала уроков и рассказывали друг другу».

Завершила свое выступление Анна Григорьевна обращением к молодому поколению.

Ребята еще долгое время находились под впечатлением от беседы. И, думаю, каждый из них сохранит в душе не только ту атмосферу добра, которая царила на уроке, но самое главное, память о событиях того времени.

Исп. 

Гарбалева А.В. -  старшая вожатая